Волосы Красота Похудение Животные Психология Беременность Отношения Хобби
Лучшие статьи
12.05.17

Как себя вести с горюющим. Первая помощь в острых эмоциональных состояниях

Этот материал подготовлен для тех, кто поддерживает человека, переживающего смерть близкого, и его семью во время острого периода горя. Обычно (но не всегда) этот период длится от момента сообщения человеку о смерти близкого до 9-го – 40-го дня с момента смерти.

Близкие люди обычно могут оказать горюющему психологическую помощь, необходимую на этом этапе, не прибегая к услугам специалистов. О том, как это сделать, рассказано в этом материале. Но помните, что, прежде чем помогать кому-то, необходимо объективно оценить собственное физическое и психологическое состояние. Задайте себе вопросы: «Что я сейчас чувствую?», «Есть ли у меня силы, чтобы помогать, или мне самому необходима поддержка?», «Знаю ли я, что нужно делать, чтобы действительно оказать помощь?», «Не усугубят ли мои действия состояние горя?» Если, ответив на эти вопросы, Вы поймете, что сможете быть полезны горюющему, то окажите помощь и поддержку, учитывая нижеприведенные рекомендации.

Известие о смерти близкого может вызвать у человека острое стрессовое расстройство, выражающееся в эмоциональной, поведенческой и мыслительной дезорганизации. Поэтому Вы можете столкнуться с необычными состояниями человека, переживающего острое  горе.


Группы пострадавших.


Развитие
современного общества, науки, средств
массовой информации, появление новых
технологий, с
одной стороны, улучшают качество жизни,
с другой —
повышают риск возникновения масштабных
катастроф, аварий, бедствий. С каждым
годом увеличивается
количество людей, переживших стихийное
бедствие, техногенную аварию или
катастрофу, а также растет число людей,
участвующих в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, — спасателей,
медиков
и т. д.


В
структуре МЧС России в 1999 г. была создана
Служба
медико-психологической поддержки, в
состав которой
вошел Центр экстренной психологической
помощи
МЧС России. На Службу были возложены
такие задачи, как:


  • проведение психодиагностических
    мероприятий и мероприятий,
    направленных на профессиональный
    психологический
    отбор;


  • проведение
    реабилитационных мероприятий со
    специалистами,
    участвующими в ликвидации последствий
    ЧС, для сохранения психологического
    здоровья
    и профессионального долголетия
    специалистов;


  • проведение
    мероприятий, направленных на подготовку
    специалистов, участвующих в ликвидации
    последствий ЧС, к
    деятельности в экстремальных условиях;


  • оказание
    экстренной психологической помощи при
    проведении работ по ликвидации
    последствий ЧС.

Во-вторых, надо найти контакт с пострадавшим, но вмешательство не должно быть навязчивым. Если на месте катастрофы находится много людей, то вначале необходимо понаблюдать за людьми и понять, кто действительно нуждается в помощи, а кто может справиться самостоятельно. Помощь нужна тем, у кого отмечается дезориентация в пространстве, чрезмерная возбужденность, раздражительность или агрессивность, чрезмерное волнение и паника, а также замкнутость и апатия. Также нужно обратить внимание на детей, подростков, беременных женщин и пожилых людей. Сразу необходимо откликнуться на просьбу тех, кто к вам обращается.

Для установления контакта необходимо назвать свое имя и спросить, как зовут потерпевшего. Не стоит смотреть пристально в глаза и дотрагиваться до незнакомого человека, ведь он может быть представителем другой культуры, отличной от вашей. Если человек отказывается от вашей помощи, не нужно настаивать. Необходимо только сообщить, куда и к кому он может обратиться в случае необходимости. Если люди живут в местах, где часто случаются стихийные бедствия, они уже могут знать, как себя вести.

Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг;психотерапия;

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Мы увидели, что помогающий может либо снабжать нуждающегося человека какими-либо ресурсами, выполняя вместо него некоторую работу, либо облегчать его положение, вдохновляя его опираться на собственные ресурсы.

В быту наиболее популярна первая модель. Здесь помогающий исходит из того, что человек, обратившийся за помощью – незрелый, беспомощный, неспособный или глупый. Ему может стать легче лишь в том случае, если кто-то, несомненно, более способный и умный ему даст что-то осязаемо-конкретное.

В жизни каждого человека встречаются ситуации, связанные с необходимостью делать выбор, принимать  важ­ные решения. Причем иногда от этих решений зависит то, как сложится дальнейшая жизнь. Иногда такие решения приходится принимать на фоне возникших неприятностей или даже кризисов. Иногда они связаны с поиском собственного пути в жизни, с личностным и профессиональным развитием. 

В соответствии с первой моделью помощи этот человек не справляется со своими проблемами потому, что не знает, как это делается. У него не хватает знаний и умений. Помогающий, соответственно, считается более компетентным в данном вопросе может оказать информационную поддержку. Эта помощь осуществляется прежде всего в форме готовых рецептов разрешения той или иной проблемы, добрых советов или попыток «успокоить», то есть уменьшить остроту не­приятных переживаний.

Психолог считается специалистом в области поведения и может восприниматься людьми как носитель некоторого «тайного» знания, отсутствующего у других людей. В действительности это не совсем так. Дело в том, что переживаемые трудности, при всей внешней похожести,  глубоко индивидуальны и не могут быть точной копией переживаний других людей. Знание о том, что 75% людей, использовавших в подобной ситуации некоторую стратегию, добились успеха, вряд ли может быть полезно человеку в принятии решения о том, как поступить именно ему и именно сейчас. По этой причине наиболее ценными для человека являются не чужие, а его собственные способы разрешения проблемы, причем такие способы, которые максимально подходят к ситуации и подкреплены личностны­ми возможностями.

Помощь второго типа направлена не на передачу готового безличного знания, а на активизацию внутренних ресурсов того, кому она оказывается, чтобы тот сам справился со своими проблемами.

Польский психолог Е. Мелибруда определил эту позицию так: «Я верю, что ты вполне можешь справиться со сво­ими жизненными проблемами. Верю, что никто тебе не сможет помочь лучше, чем ты сам. Каким бы ни было твое нынешнее состояние, как бы сильно ты ни страдал, ни мучился, ни переживал, как бы силь­но ни поколебалась твоя вера в себя, ты можешь, если захочешь, стать сильнее и сам пойти дальше, быстрее, успешнее. Я не хочу и не могу пройти этот путь вместо тебя. Если ты согласишься, я могу составить на не­которое время тебе компанию, потому что я хочу по­мочь тебе, но только в том, чтобы ты сам лучше по­могал себе. Когда-нибудь, возможно, мы поменяемся ролями».

Эту модель оказания помощи в свое время предложил американский психолог К. Роджерс. Дальнейшая разработка этого подхода привела его к созданию нового направления в психотерапии, названного «терапией, центрированной на клиенте». К. Роджерс полагал, что главным в помо­щи другому является укрепление этого человека в его способностях самостоятельно разрешать свои проблемы. Помогающий вовсе не стремится ликвидировать трудности другого, не выдает ему готовых рецептов преодоления трудностей, а стремится своими дей­ствиями усилить его способности и веру в себя.

Разумеется, есть множество ситуаций, в кото­рых данный способ помощи не подходит. Напри­мер, если кто-то упал в воду и тонет, мы, скорее всего, не будем учить его плавать, а постараемся вытащить его на бе­рег. Но если он хочет съесть рыбку, то, возможно, имеет смысл научить его технике рыбной ловли вместо того, чтобы заниматься рыбной ловлей вместо него. В таких случаях помощь может быть направлена на укреп­ление его веры в себя, в свои силы и возможности.

Можно сказать, что именно вторая модель помощи  является по своей сути психологической и составляет специфику работы психолога.

2. Психофизиологическая демобилизация, от 1 до 3 суток с момента происшествия

Это время тоски и растерянности. Накатывает ощущение собственного бессилия и паника, возникает вопрос «За что мне это? Почему именно я?», возможна тошнота и рвота, снижение аппетита, тяжесть в голове и забывание элементарных вещей. Хочется забиться в норку и там сидеть, не высовываясь.

Наилучшей помощью на этом этапе будет — обеспечить человеку покой. Взять на себя все бытовые задачи, организовать ему возможность отдыха, быть рядом, но не требовать от него какого-либо взаимодействия. По-прежнему желателен тактильный контакт — держать за руку, чаще и дольше обнимать, можно без всяких слов. Если пострадавший — ребенок, то необходимо быть готовым к некоторому регрессу: те умения, которые у него уже были достаточно усвоены, могут куда-то пропасть, чаще и больше ребенок будет проситься на ручки, и желательно обеспечить ему эту возможность.

  • Бабушкина терапия. «Да это еще не проблема. Вот у меня была проблема…» И дальше по своему сценарию. Рассказывая о своих проблемах, человек надеется, что это поможет другому.
  • Сапогом по больному месту. Копание с помощью вопросов в проблемной ситуации. Обострение этой ситуации, дознание каких либо красочных подробностей дополнительно погружает человека в проблемную ситуацию и ранит его.
  • Обвинение. "Ты сам виноват в этой ситуации. Не нужно было так поступать!" По сути, это позиция критикующего родителя. Никак не помогает, лишь обостряет негативные чувства. Может вызвать отрицание и отторжение!
  • Это все фигня! Забей! Приуменьшение значимости проблемы может вызвать обратный эффект. Неприятно, когда проблема, которая является важной для тебя, обесценивается другим человеком. Хотя как ни парадоксально, бывают ситуации, когда такой подход будет полезен. Например, если проблема действительно несущественна, а человек чересчур преувеличивает ее значимость.

Обзор тем:

Переживание второй фазы является критическим в отношении дальнейшей динамики состояния горючего. Порой эта фаза приобретает особое значение и для всего жизненного пути человека: от того, как будет преодолена фаза острого горя, зависит вся стратегия дальнейшей жизни.

Выделяют следующие симптомы, которые считаются нормальными для периода острого горя:

  1. Физическое страдание: постоянные вздохи, жалобы на потерю сил и истощение, отсутствие аппетита.
  2. Изменение сознания: легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей горюющего от других людей, поглощенность образом умершего.
  3. Враждебные реакции: утрата теплоты в отношениях с другими людьми, раздражение и злость в их адрес, желание, чтобы они не беспокоили.
  4. Утрата моделей поведения: торопливость, непоседливость, бесцельные движения, постоянные поиски какого-либо занятия и неспособность организовать его, потеря интереса к чему бы то ни было.
  5. Появление у горюющего черт умершего, особенно симптомов его последнего заболевания или манеры поведения - этот симптом находится уже на границе патологического реагирования.
  6. Утрата моделей поведения (неспособность начинать и поддерживать организованную деятельность, отсутствие интереса к любимым занятиям, нежелание чем-то заниматься и т.п.).

3. Фаза остаточных толчков и реорганизации

Эта фаза наступает после завершения периода острого горя и продолжается примерно год. На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, повседневная деятельность, умерший перестает быть главным сосредоточием жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде редких отдельных приступов. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно воспринимаются как еще более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события ("Новый Год впервые без него") или события повседневной жизни ("обидели, некому пожаловаться", "на его имя пришло письмо"). За один год происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней в этом ряду.

За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач. Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему - начинает планировать свою жизнь без умершего.

Поэтому основная помощь на данном этапе состоит в том, чтобы способствовать этому обращению к будущему, помогать строить всевозможные планы. Описываемое нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу.

4. Фаза завершения

Последняя фаза горевания - фаза принятия смерти. Длительность ее от года до двух лет. Смысл и задача "работы горя" в этой фазе состоят в том, чтобы человек простил себя, отпустил обиду, принял ответственность за свою жизнь, а образ умершего занял в его жизни свое постоянное место - то есть происходит возвращение человеку самого себя. Вспоминая об умершем, человек переживает уже не горе, а печаль - совершенно другое чувство. И эта печаль уже навсегда останется в сердце человека, потерявшего близкого.

Важный момент, о котором нельзя забывать, общаясь с человеком, переживающим утрату, это культуральные особенности переживания горя. Это становится важным еще и потому, что на территории Российской Федерации проживает около 170 этносов. Хотя внутренние содержание процессов работы горя не зависит от культуры, однако их внешние проявления могут разниться. Так, например, в восточной культуре принято ярко выражать свои эмоции по поводу трагических событий, а на западе в большинстве случаев можно увидеть "молчаливое горе".

Патологическое горе и причины его возникновения

Феномен отклонения от нормального, здорового переживания утраты представляет собой процесс, при котором скорбь становится патологической, когда работа горя не завершена. Осложненное горе возникает, если его переживание "замедляется, приостанавливается, и появляются сложности с интеграцией утраты и приобретением нового опыта. Нормальная "работа горя" может стать патологическим процессом, если человек "застревает" на одной из фаз описанных выше. Патологическое горе характеризуется длительностью отрицания утраты и фиксацией на горестных ощущениях. Обе эти реакции являются нормальными до тех пор, пока человек не "застревает", не фиксируется на них. Для того чтобы переживание утраты пошло по болезненному, а не по здоровому руслу, обычно имеются определенные основания или причины. Таковыми могут быть:

·

·

·

·

·

·

·

Среди особенностей поведения детей

Если при работе вы имеете возможность общения с пострадавшим, переживающим горе, утрату, при возможности окажите ему необходимую психологическую поддержку, используя навыки активного слушания, поиска ресурса и общения с пострадавшим. Своевременная помощь горюющему может помочь ему пережить эту потерю с минимальными негативными последствиями.


  • хорошие отношения с родителем до его смерти;
  • получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
  • участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
  • хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:

Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживания всей семьи и его эмоции ни в коем случае не должны быть игнорированы. В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, "что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут". В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых, их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. Для ребенка важно выразить свои переживания - будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки.

  • энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
  • длительное неуправляемое поведение;
  • острая чувствительность к разлуке;
  • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
  • отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
  • депрессия (у подростков - это гнев, загнанный внутрь).
, переживших потерю родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злиться из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего. Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако скрытие факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:

У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5-7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей между 6 - 10 годами смерть становится более реальной и окончательной. И если в начале этого возрастного этапа они думают, что разум, умение и ловкость позволят им ее избежать (так как она может быть персонифицирована), то к 10 годам они понимают, что смерть - часть общих интересов и принципов, которые управляют миром. К подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако они в большей степени, чем взрослые, склонны верить в бессмертие души. Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

Особенности переживания утраты детьми

Так как практически все чрезвычайные ситуации сопряжены с утратой и при этом всегда несут в себе фактор внезапности, то значительно возрастает риск возникновения именно патологических реакций горя.

  • избегание общения;
  • социальная изоляция;
  • утрата теплоты по отношению к другим людям (переживание уникальности своих переживаний);
  • раздражение, злость, желание, чтобы "не трогали";
  • яростная враждебность к определенным лицам (часто направлена на лечащего врача, представителей власти, силовых структур и др.);
  • дальнейшая утрата форм социальной активности (утрата решительности и инициативы, невозможность выполнить даже простейшую деятельность самостоятельно).

Патологические реакции горя могут проявляться в виде повышенной активности без чувства утраты (экспансивная или авантюрная деятельность на фоне хорошего самочувствия и вкуса к жизни). Человека может преследовать чувство нереальности происходящего и поглощенность образом умершего. Нередки случаи, когда скорбящего преследуют зрительные и слуховые образы умершего, например, часто слышится окликающий голос или видится лицо. Или у горюющего появляются симптомы последнего заболевания умершего. Также проявляется ряд психосоматических заболеваний (астма, язва, колиты, дерматиты, онкология). Могут наблюдаться изменения в отношениях с окружающими, друзьями и родственниками (опять же здесь вопрос интенсивности):

отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.

множественны утраты на протяжении незначительного времени;

чрезмерная зависимость от умершего;

двойственные чувства по поводу утраты;

"не похороненные мертвецы" - без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);

невыполненные по отношению к умершему обещания;

конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью;

·

·

·

·

·

·

Среди особенностей поведения детей

Если при работе вы имеете возможность общения с пострадавшим, переживающим горе, утрату, при возможности окажите ему необходимую психологическую поддержку, используя навыки активного слушания, поиска ресурса и общения с пострадавшим. Своевременная помощь горюющему может помочь ему пережить эту потерю с минимальными негативными последствиями.


  • хорошие отношения с родителем до его смерти;
  • получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
  • участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
  • хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:

Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживания всей семьи и его эмоции ни в коем случае не должны быть игнорированы. В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, "что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут". В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых, их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. Для ребенка важно выразить свои переживания - будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки.

  • энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
  • длительное неуправляемое поведение;
  • острая чувствительность к разлуке;
  • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
  • отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
  • депрессия (у подростков - это гнев, загнанный внутрь).
, переживших потерю родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злиться из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего. Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако скрытие факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:

У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5-7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей между 6 - 10 годами смерть становится более реальной и окончательной. И если в начале этого возрастного этапа они думают, что разум, умение и ловкость позволят им ее избежать (так как она может быть персонифицирована), то к 10 годам они понимают, что смерть - часть общих интересов и принципов, которые управляют миром. К подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако они в большей степени, чем взрослые, склонны верить в бессмертие души. Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

Особенности переживания утраты детьми

Так как практически все чрезвычайные ситуации сопряжены с утратой и при этом всегда несут в себе фактор внезапности, то значительно возрастает риск возникновения именно патологических реакций горя.

  • избегание общения;
  • социальная изоляция;
  • утрата теплоты по отношению к другим людям (переживание уникальности своих переживаний);
  • раздражение, злость, желание, чтобы "не трогали";
  • яростная враждебность к определенным лицам (часто направлена на лечащего врача, представителей власти, силовых структур и др.);
  • дальнейшая утрата форм социальной активности (утрата решительности и инициативы, невозможность выполнить даже простейшую деятельность самостоятельно).

Патологические реакции горя могут проявляться в виде повышенной активности без чувства утраты (экспансивная или авантюрная деятельность на фоне хорошего самочувствия и вкуса к жизни). Человека может преследовать чувство нереальности происходящего и поглощенность образом умершего. Нередки случаи, когда скорбящего преследуют зрительные и слуховые образы умершего, например, часто слышится окликающий голос или видится лицо. Или у горюющего появляются симптомы последнего заболевания умершего. Также проявляется ряд психосоматических заболеваний (астма, язва, колиты, дерматиты, онкология). Могут наблюдаться изменения в отношениях с окружающими, друзьями и родственниками (опять же здесь вопрос интенсивности):

отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.

множественны утраты на протяжении незначительного времени;

чрезмерная зависимость от умершего;

двойственные чувства по поводу утраты;

"не похороненные мертвецы" - без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);

невыполненные по отношению к умершему обещания;

·

·

·

·

·

Среди особенностей поведения детей

Если при работе вы имеете возможность общения с пострадавшим, переживающим горе, утрату, при возможности окажите ему необходимую психологическую поддержку, используя навыки активного слушания, поиска ресурса и общения с пострадавшим. Своевременная помощь горюющему может помочь ему пережить эту потерю с минимальными негативными последствиями.


  • хорошие отношения с родителем до его смерти;
  • получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
  • участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
  • хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:

Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживания всей семьи и его эмоции ни в коем случае не должны быть игнорированы. В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, "что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут". В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых, их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. Для ребенка важно выразить свои переживания - будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки.

  • энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
  • длительное неуправляемое поведение;
  • острая чувствительность к разлуке;
  • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
  • отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
  • депрессия (у подростков - это гнев, загнанный внутрь).
, переживших потерю родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злиться из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего. Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако скрытие факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:

У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5-7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей между 6 - 10 годами смерть становится более реальной и окончательной. И если в начале этого возрастного этапа они думают, что разум, умение и ловкость позволят им ее избежать (так как она может быть персонифицирована), то к 10 годам они понимают, что смерть - часть общих интересов и принципов, которые управляют миром. К подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако они в большей степени, чем взрослые, склонны верить в бессмертие души. Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

Особенности переживания утраты детьми

Так как практически все чрезвычайные ситуации сопряжены с утратой и при этом всегда несут в себе фактор внезапности, то значительно возрастает риск возникновения именно патологических реакций горя.

  • избегание общения;
  • социальная изоляция;
  • утрата теплоты по отношению к другим людям (переживание уникальности своих переживаний);
  • раздражение, злость, желание, чтобы "не трогали";
  • яростная враждебность к определенным лицам (часто направлена на лечащего врача, представителей власти, силовых структур и др.);
  • дальнейшая утрата форм социальной активности (утрата решительности и инициативы, невозможность выполнить даже простейшую деятельность самостоятельно).

Патологические реакции горя могут проявляться в виде повышенной активности без чувства утраты (экспансивная или авантюрная деятельность на фоне хорошего самочувствия и вкуса к жизни). Человека может преследовать чувство нереальности происходящего и поглощенность образом умершего. Нередки случаи, когда скорбящего преследуют зрительные и слуховые образы умершего, например, часто слышится окликающий голос или видится лицо. Или у горюющего появляются симптомы последнего заболевания умершего. Также проявляется ряд психосоматических заболеваний (астма, язва, колиты, дерматиты, онкология). Могут наблюдаться изменения в отношениях с окружающими, друзьями и родственниками (опять же здесь вопрос интенсивности):

отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.

множественны утраты на протяжении незначительного времени;

чрезмерная зависимость от умершего;

двойственные чувства по поводу утраты;

"не похороненные мертвецы" - без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);

Торопиться не стоит, всему своё время. Люди обязательно поймут истину, бытие заставит их понять её. Главное сейчас, всех мыслящих, творческих людей собрать воедино.

_________________
Андрей Булатов

Рейко
Зарегистрирована:
2006-08-20
Кол-во пунктов: 0
Откуда: Россия
Добавлено: 20 авг. 2006 11:02 Заголовок сообщения: Как оказывать психологическую помощь?



Гуран писал(а):
Я считаю, что зарабатывать настоящие психологи должны не прилично, а очень много, чтобы на эти деньги оказывать социальную поддержку нуждающимся, которые из-за денег готовы обманывать, убивать, расчленять.

А психологи что, благодетели какие-то по-вашему, что ли? Они тоже люди. И еще, психологи бывают разные. Так что упс... Судите как-то поверхностно.

Гуран
Зарегистрирован:
2006-01-28
Кол-во пунктов: 895
Откуда: Россия
Добавлено: 20 авг. 2006 12:05 Заголовок сообщения: Как оказывать психологическую помощь?


Рейко писал(а):
А психологи что, благодетели какие-то по-вашему, что ли? Они тоже люди. И еще, психологи бывают разные. Так что упс... Судите как-то поверхностно.

Душа моя, я рассматриваю для психологов новый социальный статус! Понимаете меня?

Общество нужно в порядок приводить, необходимо искоренять преступность, наркоманию, религиозный фанатизм, социальную несправедливость.
_________________
Андрей Булатов

(голосов:0)
Похожие статьи:

Наоборот, грамотно составленный список ключевых слов приведёт на сайт целевую аудиторию — потенциальных покупателей ваших товаров и услуг.

Этапы подбора ключевых слов

Прежде чем составлять список «ключевиков», представьте себя на месте человека, заинтересованного в том, что может предложить ваш сайт. Какие запросы вы тогда вводили бы в поисковую систему? Включите их в первоначальный список.


как пережить смерть близкого человека?Если вы или ваши близкие переживаете смерть близкого человека, на преодоление полученного шока потребуется время.

Некоторым хватает года, другим же и десяти лет бывает мало.

Чтобы преодолеть боль от утраты и понять, как пережить смерть близкого человека, прочитайте советы психолога.


Как пережить смерть любимого мужа?Семья – это самое главное в жизни любой женщины.

Найти достойного мужчину и построить с ним крепкие отношения способна не каждая. И наградой за длительный труд, терпение, поддержку, понимание и заботу о второй половинке становится счастливая семейная жизнь.

К сожалению, смерть приходит за всеми. И по различным причинам жёны часто превращаются в одиноких вдов. Не многие из них могут начать новую жизнь без супруга, который очень долго был рядом.


Комментарии к статье Как оказать психологическую помощь:


2015